Суббота, 27.04.2024, 01:24
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | | Регистрация | Вход
Меню сайта
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Май 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Мой сайт
    Главная » 2014 » Май » 23 » Вергилий стихи о страсти и любви. Франческа да Римини
    03:19

    Вергилий стихи о страсти и любви. Франческа да Римини





    вергилий стихи о страсти и любви
    Цитата сообщения Тангейзер Два одноимённых музыкальных шедевра..."Франческа да Римини" :симфоническая фантазия П.И.Чайковского и опера С.В.Рахманинова

    4000491_francheska_v_fedoseev (500x340, 36Kb)

    Дирижёр Владимир Федосеев

    4000491_francheska_chaikovskii (300x413, 26Kb)

    “ФРАНЧЕСКА ДА РИМИНИ” — симфоническая фантазия П. И. Чайковского, созданная в 1876 г. Программной основой фантазии послужила 5-я песнь “Ада” из “Божественной комедии” Данте, великого итальянского поэта эпохи Возрождения. Чайковский предпослал партитуре подробную программу. Франческа и Паоло, тайно любившие друг друга и убитые жестоким и ревнивым мужем Франчески, попали в ад, где их тени неистово кружатся в бесконечном вихре среди множества других, разум которых в земной жизни помрачила страсть. Данте призывает тени двух возлюбленных, и Франческа, обливаясь слезами, рассказывает свою печальную историю. И тени вновь уносятся в страшном вихре...

    4000491_francheska_v_ady (407x500, 27Kb)

    Само строение эпизода Дантовой песни привело Чайковского к простому композиционному решению поэмы: крайние ее части рисуют картины адского вихря, а средняя представляет собой рассказ Франчески, основная тема которого (ее вначале излагает солирующий кларнет) принадлежит к числу гениальных мелодических находок композитора.

    4000491_francheska_rahman (370x420, 27Kb)

    На тот же сюжет в 1904 г. создана одноименная опера С. В. Рахманинова (либретто М. И. Чайковского), одно из лучших сочинений композитора. История любви и гибели Франчески и Паоло вдохновила и мн. др. композиторов (этот сюжет использован в “Данте-симфонии” Ф. Листа, операх Э. Ф. Направника и др.).

    Художник Г.Росетти

    История Паоло и Франчески

    В 1200 году две семьи, Да Полента из Равенны и Малатеста из Римини, были наиболее влиятельными в политической жизни региона Романьи. В 1239 году правителем Римини был Малатеста из Веруккьо (Malatesta da Verucchio), у которого было четверо детей: Джованни (Giovanni), по прозвищу Джанчотто-Хромой, так как был безобразен и имел пороки при рождении, Малатестино (Malatestino), Паоло Прекрасный (Paolo Il Bello) и Маддалена (Maddalena).

    Герцог Малатесты да Римини

    С малого возраста дети Малатесты были политически образованы и всегда сопровождали отца на различных переговорах. В особенности отличались в этом Джанчотто и Паоло. Оба, в 1265 году, воевали против Гуидо из Монтефельтро (Guido da Montefeltro) и Траветсари (Traversari) при поддержке Да Полента. В 1275 году, решив отпраздновать победу и закрепить союз, главы семейств договорились породниться: первенец Малатесты, Джанчотто, должен был повести под венец дочь Да Полента, Франческу.

    4000491_francheska_odna (317x500, 42Kb)

    Интуитивно родители Франчески понимали, что дочь никогда не захочет выйти замуж за калеку, и тогда было решено ввести дочь в заблуждение: молодой и прекрасный Паоло должен был жениться на Франческе по доверенности от старшего брата, и внушить, что он и есть ее настоящий муж.

    Увидев из окна молодого и энергичного юношу, девушка была очарована и без промедления дала согласие на брак. На следующее утро она поняла, что лежит рядом с неприятным и безобразным стариком, это был Джанчотто. Известно также, что с 1269 года Паоло уже был женат по расчету на последней наследнице замка Джаджоло (Ghiaggilo) в форлийских Аппанинах Орабиле Беатриче (Orabile Beatrice). Несмотря на разочарование и обман, Франческа родила для Джанчотто дочь, Конкордию (Concordia), которая после убийства матери и второго бракосочетания отца, была отправлена в монастырь Сантарканджело ди Романья (Santarcangelo di Romagna).

    4000491_franchesko_nachalo (320x445, 30Kb)

    Через некоторое время в 1282 году Паоло, благодаря своей врожденной дипломатии, был назначен римским папой Мартином IV губернатором Флоренции, а Джанчотто в это время стал мэром города Пезаро. В 1283 году Паоло вернулся в Романью.

    И, обосновавшись около Градары, стал частым гостем в замке у Джанчотто, встречаясь также и с его женой. Во время одной их таких встреч, молодые были застигнуты врасплох Малатестино дель Окьо (Malatestino dell’Occhio), младшим братом Паоло и Джанчоттом. Он рассказал своему старшему брату об увиденном. После чего Джанчотто сделал вид, что уехал в Пезаро. Но внезапно вернувшись в замок, он застал Франческу и Паоло вместе в комнате.

    Читая любовную историю Ланселот и Гвиневры, молодые были наполнены безграничной страстью и … поцеловались.

    4000491_franchesko_i_myj (270x207, 26Kb)

    В это время в комнату влетел разъяренный Джанчотто и обнажил свой меч. Паоло пытался бежать через люк, но зацепившись одеждой, не смог завершить свой побег. В тот момент, когда Джанчотто решил вонзить меч в брата, между ними встала Франческа и была убита вместе с Паоло. Так, ослепленный ревностью и гневом, Джанчотто убил обоих.

    Нет никаких подтверждающих источников о событиях и точном месте произошедшего, остались только легенды и рассказы людей, передающиеся из поколения в поколение. Многочисленные исследования были проведены в отношении этой захватывающей истории. Но многие утверждения ссылаются на тот факт, что умалчивание убийства могло быть в интересах сохранения отношений между правящими семействами или продиктовано политической ревностью, так как Джанчотто чувствовал сильную зависть к своему брату за его блестящую карьеру.

    Эта история любви вдохновила многих художников и поэтов разных времен на создание своих шедевров. Трагическая любовь Паоло и Франчески была воспета Данте Алигьери в «Божественной комедии», Песнь V, «Ад» :

    …Я родилась над теми берегами,

    Где волны, как усталого гонца,
    Встречают По с попутными реками.

    Любовь сжигает нежные сердца,
    И он пленился телом несравнимым,
    Погубленным так страшно в час конца.

    Любовь, любить велящая любимым,
    Меня к нему так властно привлекла,
    Что этот плен ты видишь нерушимым.

    Любовь вдвоём на гибель нас вела;
    В Каине будет наших дней гаситель".
    Такая речь из уст у них текла.

    Скорбящих теней сокрушенный зритель,
    Я голову в тоске склонил на грудь.
    «О чем ты думаешь?» — спросил учитель.

    Я начал так: «О, знал ли кто-нибудь,
    Какая нега и мечта какая
    Их привела на этот горький путь!»

    Потом, к умолкшим слово обращая,
    Сказал: «Франческа, жалобе твоей
    Я со слезами внемлю, сострадая.

    Но расскажи: меж вздохов нежных дней,
    Что было вам любовною наукой,
    Раскрывшей слуху тайный зов страстей?»

    И мне она: «Тот страждет высшей мукой,
    Кто радостные помнит времена
    В несчастии; твой вождь тому порукой.

    Но если знать до первого зерна
    Злосчастную любовь ты полон жажды,
    Слова и слезы расточу сполна.

    В досужий час читали мы однажды
    О Ланчелоте сладостный рассказ;
    Одни мы были, был беспечен каждый.

    Над книгой взоры встретились не раз,
    И мы бледнели с тайным содроганьем;
    Но дальше повесть победила нас.

    Чуть мы прочли о том, как он лобзаньем
    Прильнул к улыбке дорогого рта,
    Тот, с кем навек я скована терзаньем,

    Поцеловал, дрожа, мои уста.
    И книга стала нашим Галеотом!
    Никто из нас не дочитал листа».
    (Пер. Михаила Лозинского)

    4000491_franchesko_opera (500x300, 75Kb)

    Опера Сергея Рахманинова «Франческа да Римини»

    Francesca da Rimini

    02.06.2011 в 13:36.

    Опера в одном акте, двух картинах с прологом и эпилогом. Либретто М. Чайковского.
    Премьеры первых постановок: Москва, Большой театр, 11 (24) января 1906 г., под управлением автора (в один вечер с оперой Рахманинова «Скупой рыцарь»); там же, 27 сентября 1912 г., под управлением Э. Купера.

    Действующие лица:

    • Тень Вергилия (баритон)
    • Дант (тенор)
    • Ланчотто Малатеста, властитель Римини (баритон)
    • Франческа, его жена (сопрано)
    • Паоло, его брат (тенор)
    • Кардинал (без речей)
    • Призраки ада. Свита Малатесты и кардинала

    Действие происходит в аду и в Италии XIII века

    История создания

    Осенью 1904 года, через восемь лет после окончания консерватории, Рахманинов занял пост дирижера Большого театра в Москве и стал руководить его русским репертуаром. Деятельность его продолжалась два сезона, во время которых он не оставлял и сочинение. Именно в эти годы были написаны «Скупой рыцарь» и «Франческа да Римини». После выдающегося успеха своей экзаменационной оперы, «Алеко» (1892), композитор вновь обращается к камерному жанру; его не привлекают перспективы полновечернего спектакля с большими хоровыми сценами, включением балета, с многими действующими лицами.

    4000491_modest (300x400, 20Kb)

    Либретто Модеста Чайковского (1850—1916) наилучшим образом воплощало сюжет, неоднократно использовавшийся до того в музыке — историю влюбленных из Римини, рассказанную Данте (1265—1321) в Пятой песни первой части («Ад») «Божественной комедии» (1307—1321). Великий поэт раннего итальянского Возрождения писал свое самое крупное произведение, состоящее из трех частей — «Ад», «Чистилище» и «Рай», на протяжении многих лет, до самой смерти.

    Содержанием первой части является путешествие автора в сопровождении призрака древнеримского поэта Вергилия в преисподнюю, которая состоит из семи кругов. В разных кругах ада находятся наказуемые за разные грехи. Во втором круге — совершившие прелюбодеяние. В «Божественной комедии» Данте часто использовал подлинные исторические факты. К ним относится и история любви Франчески Полента из Равенны, отданной замуж за владетеля Римини Малатесту, чтобы положить конец давней вражде между их семьями. По обычаю того времени свататься в Равенну приехал не сам Малатеста, а его младший брат, и Франческа была убеждена, что именно он — ее жених. История Франчески и Паоло была известна в Италии настолько широко, что Данте не останавливается на ней подробно.

    К этому сюжету обращался Чайковский в симфонической фантазии «Франческа да Римини», на него же, переработанного в четырехактную трагедию английским драматургом С. Филиппсом, написал в 1902 году оперу Э. Направник. Однако именно Модест Ильич Чайковский, выдающийся либреттист, автор многих либретто опер своего великого брата, «Дубровского» Направника и других известных опер, нашел наилучшее решение. Он создал лаконичный и емкий текст, в котором полно отражена трагедия, но нет ничего лишнего, отвлекающего от развития драмы, как это получилось у Филиппса. Любопытно, что Рахманинов начал работу над своей «Франческой» до Направника — эта история захватила его еще в 1900 году. Во время пребывания в Италии, куда композитор поехал летом 1900 года к Шаляпину, готовившемуся в это время к дебюту в Ла Скала в роли Мефистофеля, Рахманинов задумал любовный дуэт. Однако сочинение было отложено, и вернулся к нему композитор только в 1904 году, после завершения «Скупого рыцаря».

    Премьера «Франчески да Римини» состоялась в один день со «Скупым рыцарем» — 11 (24) января 1906 года в Московском Большом театре, под управлением автора.

    Сюжет

    «Первый круг ада. Скалы. Мрак. Уступы, ведущие в бездну. Все озарено отблеском быстро мчащихся туч. Слышны безнадежные вздохи» (здесь и далее цитируются ремарки клавира оперы). Появляются Тень Вергилия и Данта. Они со страхом спускаются вниз. «Все заволакивают черные тучи. Воцаряется полный мрак». Постепенно он рассеивается. «Пустынная скалистая местность с далеким горизонтом, озаренным красным светом. Направо возвышение с обрывом в пропасть. Слышен отдаленный грохот бури и приближающегося вихря страждущих».

    Тень Вергилия объясняет Данту, что здесь те, что подчинили разум страсти... «Приближающийся вихрь заглушает Тень Вергилия...

    Проносятся со страшной быстротой призраки. Стоны, вопли, крики отчаяния. Данте в ужасе прижимается к скале. Тень Вергилия как бы называет тени пролетающих мимо. Постепенно вихрь, удаляясь, стихает; толпа страждущих редеет. Показываются призраки Франчески и Паоло». Данте хочет узнать, кто эти несчастные. «Призраки Паоло и Франчески подлетают к Данте. Облака заволакивают сцену».

    4000491_francheska_zamok1 (629x315, 71Kb)

    Римини. Дворец Малатесты. Ланчотто собирается в поход против врагов Папы. Его благословляет кардинал.

    4000491_francheska_zamok2 (444x296, 59Kb)

    Ланчотто приказывает слугам позвать супругу.

    Он размышляет о том, что обманул Франческу: послав за ней брата Паоло, он по наущению отца Франчески скрыл, что тот поведет ее к алтарю лишь как представитель Ланчотто. Она клялась пред Богом быть верною женою Паоло. Лишь приехав в Римини, Франческа узнала, что ее муж — не красавец Паоло, а хромой уродливый Ланчотто.

    4000491_francheska_A_Petito (357x353, 25Kb)

    С уст ее сорвались тогда горькие слова: «Зачем, увы, зачем меня вы обманули»...

    4000491_francheska_lubov (600x600, 229Kb)

    Смиренная, кроткая, она, если б не этот обман, могла примириться со своей судьбой, но теперь душу Ланчотто терзают подозрения: Паоло так красив, так нежен с ней. Ланчотто хочет убедиться в измене жены. Входит Франческа. Малатеста объявляет ей о походе. Она предлагает на время отсутствия супруга удалиться в монастырь, но тот оставляет ее под охраной Паоло. Франческа готова подчиниться любому решению супруга. Отчаяние охватывает его: не подчинения он желает, а любви! Но Франческа не умеет лгать. Она спрашивает, когда супруг вернется. Его ответ — когда падут враги, не раньше, но после ее ухода Ланчотто злорадно хохочет: «Когда вернусь?... Узнаешь скоро!»Комната во Дворце Римини. Паоло читает Франческе историю о Ланселоте и прекрасной Гиневре. Под впечатлением прочитанного он, не в силах сдержать свои чувства, падает на колени перед Франческой и рыдает. Напрасно она утешает его: недолог срок земных скитаний, блаженство ждет их за гранью мира... Но Паоло отвергает рай с его красой бесстрастной, он хочет блаженства на земле!

    Он обнимает Франческу. «С тобою ад мне лучше рая», — признается она. Все заволакивают облака. Из глубины выступает Ланчотто с кинжалом и произносит вечное проклятье преступившим обеты. «Облака заволакивают все. Раздаются раздирающие крики Франчески и Паоло. В отклик к ним отдаются вопли и крики страждущих».

    4000491_AD (600x393, 138Kb)

    Снова круг ада. «О, в этот день мы больше не читали!» — восклицают тени Франчески и Паоло и исчезают в адских вихрях. Дант падает, как мертвый.

    4000491_AD1 (519x422, 114Kb)

    Музыка

    «Франческа да Римини» — камерная опера, сближающаяся с оркестровой поэмой и кантатой. Содержание драмы передает оркестр, действие развивается непрерывно, без деления на номера. Это особенно проявляется в обрамляющих оперу сценах ада, где реплики героев вплетаются в оркестровую ткань как одна из составляющих, а хор, в основном поющий без слов, используется как тембровая краска.

    4000491_OPERA (500x500, 38Kb)

    В 1-й картине глубоким психологизмом выделяется монолог Ланчотто «Ничто не заглушит ревнивых дум» и его обращение к Франческе «О, снизойди, спустись с высот твоих, звезда моя», полное тоски и страсти. 2-ю картину составляет дуэт Франчески и Паоло, развивающийся от спокойно-отстраненного чтения к порыву непреодолимой страсти.

    4000491_OPERA1 (333x475, 34Kb)

    Сольный эпизод Франчески «О, не рыдай, мой Паоло», полный глубокого чувства, часто исполняется как отдельный номер.

    Л. Михеева

    Серия сообщений "Любимая классика":
    Часть 1 - Любимая классика: Фредерик Кемпф даёт мастер-класс
    Часть 2 - Два одноимённых музыкальных шедевра..."Франческа да Римини" :симфоническая фантазия П.И.Чайковского и опера С.В.Рахманинова


    Источник: www.liveinternet.ru
    Просмотров: 2195 | Добавил: forither | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Бесплатный конструктор сайтов - uCozCopyright MyCorp © 2024